
2014 год объявлен
ГОДОМ КУЛЬТУРЫ в России.
ГОДОМ КУЛЬТУРЫ в России.
В рамках этого события в нашей библиотеке пройдут следующие мероприятия:
1. «Прогулка по Эрмитажу» - виртуальное путешествие. Мероприятие посвящено 250-летию со дня основания музея (март 2014г.)
2. «М.Ю. Лермонтов: ожившие страницы» - литературный вечер, посвящённый 200-летию со дня рождения поэта (октябрь 2014г.)
«Прогулка по Эрмитажу», виртуальное путешествие, состоявшееся в марте для учащихся 5-6 классов. На мероприятии ребята узнали, что 2014 год объявлен годом Культуры в России и в рамках этого события они совершили виртуальное путешествие в самый главный музей нашей страны – Эрмитаж, который к тому же празднует в 2014г. свою 250-летнюю годовщину. Путешествие началось с исторического экскурса: ребята познакомились с удивительной историей основания музея, о том кто имел право его посещать, какими коллекциями он пополнялся, какие события происходили в музее. Виртуальный визит в Эрмитаж был осуществлён с помощью официального сайта музея: http://www.hermitagemuseum.org/
Рассматривая экспозиции, ребята были удивлены количеством залов, которые насчитывает современный Эрмитаж, а также количеством и размерами зданий, в которых он располагается. Уникальные и неповторимые экспозиции поразили участников мероприятия своим величием и красотой.
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге - один из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев мира. В год его посещают более 3-х миллионов человек.
Эрмитаж – французское слово, дословно означает «место пребывания отшельника» или «место уединения».
Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине она приобрела коллекцию из 225 картин, принадлежавших кисти голландских и фламандских художников. Коллекцию разместили в здании Малого Эрмитажа. Коллекция быстро разрасталась. Посол во Франции князь Д.А. Голицын купил в Париже в 1766г. картину Рембранта «Возвращение блудного сына». В 1771г. коллекция картин, купленная им для Эрмитажа затонула у берегов Финляндии вместе с кораблём.
![]() |
Ювелирные изделия Карла Фаберже |
В 1774г (за 10 лет) в Эрмитаже было уже 2080 картин. Музей поражал роскошью и богатством. В нём изначально хранились не только картины прославленных художников, но и коллекции рисунков, скульптуры, резные камни, античные древности.
В 1779 году русский посол в Лондоне А.С. Мусин-Пушкин купил для Эрмитажа 196 картин знаменитой коллекции лорда Уолпола.
До середины XIX века Эрмитаж оставался неофициальным дворцовым музеем. Вопрос о допуске широкой публики в Эрмитаж был поднят С.А. Гедеоновым, первым директором Императорского Эрмитажа. До этого в Эрмитаж надо было приходить в вицмундирах или фраках, по особым входным билетам, выдававшимся Придворной конторой.
В 1852г. состоялось публичное открытие музея. Но чтобы посетить музей, нужно было получить разрешение императорского двора, которое выдавалось избранному кругу людей (не более 500 в год)
Только в 1866 г. публике был открыт свободный доступ в Эрмитаж.
Старейшим отделом музея является отдел Западноевропейского искусства. Он занимает 125 залов. Наиболее значительным является собрание памятников искусства Италии, включающее произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Микеланджело.
В Эрмитаж также поступила впоследствии коллекция памятников искусства, собранная Петром I (1712г. Петр I получил в дар картину неизвестного немецкого художника «Христос на страшном суде». В 1716 г. он купил картину Рембрандта (Голландия) «Давид и Ионафан». В 1720 году в Петербург была доставлена статуя Венеры Таврической)
Здания Эрмитажа:
Государственный Эрмитаж занимает пять величественных зданий вдоль набережной реки Невы в самом центре Петербурга (на Дворцовой набережной). Все пять эрмитажных зданий объединены друг с другом внутренними переходами, коридорами, лестницами и галереями. Более 100 залов отведены произведениям западноевропейской живописи, здесь можно проследить развитие искусства от XIV века до наших дней.
![]() |
Парадная лестница Эрмитажа |
2. Малый Эрмитаж (ранний классицизм, 1764–1767, архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот)
Идея постройки Малого Эрмитажа принадлежала Екатерине II. Зимний дворец казался ей слишком большим, она искала тихое место для уединений. В парадных комнатах малого Эрмитажа императрица принимала гостей, в отдельном крыле жили её фавориты. Хватило места и для оранжереи (отсюда одно из названий «Оранжевый дом»). В северном крыле устраивались увеселительные вечера, придворные играли в различные игры, ставились пьесы, написанные самой Екатериной II. Эти вечера она называла «малыми эрмитажными собраниями», отчего и появилось название «Малый Эрмитаж». Картины, скульптуры и другие предметы искусства, собранные Екатериной II, помещались первоначально именно в этом дворце.
![]() |
Часы "Павлин" в Эрмитаже |
3. Старый (Большой) Эрмитаж (ранний классицизм, 1771–1787, архитектор Ю.М. Фельтен), Старый (большой) Эрмитаж построен в одну линию с Малым Эрмитажем. Вскоре скупаемые Екатериной коллекции перестали помещаться в отведённых для них залах Малого Эрмитажа, к нему было пристроено ещё одно здание, Большой Эрмитаж (позднее возникло название – Старый Эрмитаж), оно уже предназначалось специально для хранения живописных и скульптурных произведений.
4. Эрмитажный театр (классицизм, 1783–1787, архитектор Дж. Кваренги), а также во дворце Меншикова на Васильевском острове (раннее барокко, 1710–1727, архитекторы Дж. М. Фонтана, Г.И. Шедель и др.).
Эрмитажный театр предназначался для императорских спектаклей, которые к тому времени стали очень популярным дворцовым развлечением. Он соединен аркой над Зимней канавкой со Старым Эрмитажем. Императрица приглашала на спектакли так много зрителей, что в Малом Эрмитаже для них – как и для картин – стало не хватать места.
5. Новый Эрмитаж (поздний классицизм, 1839-1852, архитектор Л. фон Кленце)
Новый Эрмитаж входит в комплекс эрмитажный зданий, построено в 1839–1852 годах – для размещения музейных коллекций. Идея строительства ещё одного здания – Нового Эрмитажа – возникла в 1830-х годах у императора Николая I. Новый Эрмитаж предназначался уже не только для размещения художественных произведений, но и для создания в нём общедоступного музея. Он был открыт в 1852году.
![]() |
Колыванская ваза в здании Нового Эрмитажа |
Историческая справка была подготовлена по материалам:
1. Государственный Русский музей: Коллекция живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства XII—XX веков: альбом / ред.: Е. Р. Беспалова, В. Р. Петров. — М.: Галарт, 1998. — 367 с.: ил.
2. Государственный Эрмитаж: Западноевропейская живопись / сост. Ю. И. Кузнецов. — Л.: Аврора, 1987.— 175 с.: ил.
3. Пиотровский, Б. Б. Эрмитаж: История и коллекции: альбом. — М.: Искусство, 1981. — 215 с.: ил.
4. Пищулин, Ю. Санкт-Петербург — великий музейный город // Мир музея. — 2003. — № 3. — С. 24—39.
5. Русский музей: 100 лет сокровищнице национального искусства / ред. А. Лаке. — СПб.: Palace Editions, 1998. — 264 с.: ил.
6. Сто великих музеев мира/сост. Н. А. Ионина. — М.: Вече, 2000. —• 512 с. — (Сто великих).
7. Шулежкова, С. Г. Словарь крылатых выражений из области искусства. — М.: Азбуковник: Рус. словарь, 2003. — 429 с.
Интернет-сайты:
http://www.hermitagemuseum.org/ - Гос. Эрмитаж
http://www.arthistory.ru
![]() |
Что означает слово "Эрмитаж"? |
![]() |
Императрица приглашала на спектакли так много зрителей, что в Малом Эрмитаже для них не хватало места |
![]() |
Залы Зимнего Дворца с богатой отделкой и изысканным убранством сами по себе являются шедеврами |
Комментариев нет:
Отправить комментарий