среда, 24 декабря 2014 г.

Прогулка по Эрмитажу



2014 год объявлен 
ГОДОМ КУЛЬТУРЫ в России.
 В рамках этого события в нашей библиотеке пройдут следующие мероприятия:
1. «Прогулка по Эрмитажу» - виртуальное путешествие. Мероприятие посвящено 250-летию со дня основания музея (март 2014г.)
2. «М.Ю. Лермонтов: ожившие страницы» - литературный вечер, посвящённый 200-летию со дня рождения поэта (октябрь 2014г.)
   «Прогулка по Эрмитажу», виртуальное путешествие, состоявшееся в марте для учащихся 5-6 классов. На мероприятии ребята узнали, что 2014 год объявлен годом Культуры в России и в рамках этого события они совершили виртуальное путешествие в самый главный музей нашей страны – Эрмитаж, который к тому же празднует в 2014г. свою 250-летнюю годовщину. Путешествие началось с исторического экскурса: ребята познакомились с удивительной историей основания музея, о том кто имел право его посещать, какими коллекциями он пополнялся, какие события происходили в музее. Виртуальный визит в Эрмитаж был осуществлён с помощью официального сайта музея: http://www.hermitagemuseum.org/    
Рассматривая экспозиции, ребята были удивлены количеством залов, которые насчитывает современный Эрмитаж, а также количеством и размерами зданий, в которых он располагается. Уникальные и неповторимые экспозиции поразили участников мероприятия своим величием и красотой.

Культурно-историческая справка: 
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге - один из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев мира. В год его посещают более 3-х миллионов человек.
Эрмитаж – французское слово, дословно означает «место пребывания отшельника» или «место уединения».
Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине она приобрела коллекцию из 225 картин, принадлежавших кисти голландских и фламандских художников. Коллекцию разместили в здании Малого Эрмитажа. Коллекция быстро разрасталась. Посол во Франции князь Д.А. Голицын купил в Париже в 1766г. картину Рембранта «Возвращение блудного сына». В 1771г. коллекция картин, купленная им для Эрмитажа затонула у берегов Финляндии вместе с кораблём.
Ювелирные изделия Карла Фаберже
 
В 1774г (за 10 лет) в Эрмитаже было уже 2080 картин. Музей поражал роскошью и богатством. В нём изначально хранились не только картины прославленных художников, но и коллекции рисунков, скульптуры, резные камни, античные древности.
В 1779 году русский посол в Лондоне А.С. Мусин-Пушкин купил для Эрмитажа 196 картин знаменитой коллекции лорда Уолпола.
До середины XIX века Эрмитаж оставался неофициальным дворцовым музеем. Вопрос о допуске широкой публики в Эрмитаж был поднят С.А. Гедеоновым, первым директором Императорского Эрмитажа. До этого в Эрмитаж надо было приходить в вицмундирах или фраках, по особым входным билетам, выдававшимся Придворной конторой.
В 1852г. состоялось публичное открытие музея. Но чтобы посетить музей, нужно было получить разрешение императорского двора, которое выдавалось избранному кругу людей (не более 500 в год)
Только в 1866 г. публике был открыт свободный доступ в Эрмитаж.
Старейшим отделом музея является отдел Западноевропейского искусства. Он занимает 125 залов. Наиболее значительным является собрание памятников искусства Италии, включающее произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Микеланджело.
 В Эрмитаж также поступила впоследствии коллекция памятников искусства, собранная Петром I (1712г. Петр I получил в дар картину неизвестного немецкого художника «Христос на страшном суде». В 1716 г. он купил картину Рембрандта (Голландия) «Давид и Ионафан». В 1720 году в Петербург была доставлена статуя Венеры Таврической)

Здания Эрмитажа:
Государственный Эрмитаж занимает пять величественных зданий вдоль набережной реки Невы в самом центре Петербурга (на Дворцовой набережной).  Все пять эрмитажных зданий объединены друг с другом внутренними переходами, коридорами, лестницами и галереями. Более 100 залов отведены произведениям западноевропейской живописи, здесь можно проследить развитие искусства от XIV века до наших дней.
Парадная лестница Эрмитажа
1. Зимний дворец (Стиль Русское барокко (виртуозная декоративность), 1754–1764, архитектор В.В. Растрелли. Построен как парадная царская резиденция – жилая резиденция русских самодержцев). Залы зимнего дворца с богатой отделкой и изысканным убранством сами по себе являются шедеврами.
2. Малый Эрмитаж (ранний классицизм, 1764–1767, архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот)
Идея постройки Малого Эрмитажа принадлежала Екатерине II. Зимний дворец казался ей слишком большим, она искала тихое место для уединений. В парадных комнатах малого Эрмитажа императрица принимала гостей, в отдельном крыле жили её фавориты. Хватило места и для оранжереи (отсюда одно из названий «Оранжевый дом»). В северном крыле устраивались увеселительные вечера, придворные играли в различные игры, ставились пьесы, написанные самой Екатериной II. Эти вечера она называла «малыми эрмитажными собраниями», отчего и появилось название «Малый Эрмитаж». Картины, скульптуры и другие предметы искусства, собранные Екатериной II, помещались первоначально именно в этом дворце.
Часы "Павлин" в Эрмитаже
Малый Эрмитаж специально построен для размещения художественной коллекции по приказу Екатерины II. В нем была основана знаменитая Русская библиотека, собранная императрицей. По задумке архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота Малый Эрмитаж примыкает к Зимнему дворцу.
3. Старый (Большой) Эрмитаж (ранний классицизм, 1771–1787, архитектор Ю.М. Фельтен), Старый (большой) Эрмитаж построен в одну линию с Малым Эрмитажем. Вскоре скупаемые Екатериной коллекции перестали помещаться в отведённых для них залах Малого Эрмитажа, к нему было пристроено ещё одно здание, Большой Эрмитаж (позднее возникло название – Старый Эрмитаж), оно уже предназначалось специально для хранения живописных и скульптурных произведений.
4. Эрмитажный театр (классицизм, 1783–1787, архитектор Дж. Кваренги), а также во дворце Меншикова на Васильевском острове (раннее барокко, 1710–1727, архитекторы Дж. М. Фонтана, Г.И. Шедель и др.).
 Эрмитажный театр предназначался для императорских спектаклей, которые к тому времени стали очень популярным дворцовым развлечением. Он соединен аркой над Зимней канавкой со Старым Эрмитажем. Императрица приглашала на спектакли так много зрителей, что в Малом Эрмитаже для них – как и для картин – стало не хватать места.
5. Новый Эрмитаж (поздний классицизм, 1839-1852, архитектор Л. фон Кленце)
Новый Эрмитаж входит в комплекс эрмитажный зданий, построено в 1839–1852 годах – для размещения музейных коллекций. Идея строительства ещё одного здания – Нового Эрмитажа – возникла в 1830-х годах у императора Николая I. Новый Эрмитаж предназначался уже не только для размещения художественных произведений, но и для создания в нём общедоступного музея. Он был открыт в 1852году.
Колыванская ваза в здании Нового Эрмитажа
В настоящее время коллекция Эрмитажа насчитывает более 3 000 000 экспонатов: 15 000 картин, 12 000 скульптур, 600 000 графических произведений, свыше 600 000 археологических памятников, свыше 1 000 000 монет и медалей, 224 000 памятников прикладного искусства. Подсчитано, что для того чтобы увидеть каждый экспонат, постояв у каждого одну минуту, понадобится 8 лет. Чтобы увидеть все экспозиции, понадобится пройти более 20 километров.

Историческая справка была подготовлена по материалам:
  1.      Государственный Русский музей: Коллекция живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства XII—XX веков: альбом / ред.: Е. Р. Беспалова, В. Р. Петров. — М.: Галарт, 1998. — 367 с.: ил.
  2.      Государственный Эрмитаж: Западноевропейская живопись / сост. Ю. И. Кузнецов. — Л.: Аврора, 1987.— 175 с.: ил.
  3.      Пиотровский, Б. Б. Эрмитаж: История и коллекции: альбом. — М.: Искусство, 1981. — 215 с.: ил.
  4.      Пищулин, Ю. Санкт-Петербург — великий музейный город // Мир музея. — 2003. — № 3. — С. 24—39.
  5.      Русский музей: 100 лет сокровищнице национального искусства / ред. А. Лаке. — СПб.:  Palace Editions, 1998. — 264 с.: ил.
  6.      Сто великих музеев мира/сост. Н. А. Ионина. — М.: Вече, 2000. —• 512 с. — (Сто  великих).
  7.      Шулежкова, С. Г. Словарь крылатых выражений из области искусства. — М.: Азбуковник:   Рус. словарь, 2003. — 429 с.
 Интернет-сайты:
 http://www.hermitagemuseum.org/ - Гос. Эрмитаж
 http://www.arthistory.ru

Что означает слово "Эрмитаж"?
Императрица приглашала на спектакли так много зрителей, что в Малом Эрмитаже для них не хватало места
Залы Зимнего Дворца с богатой отделкой и изысканным убранством сами по себе являются шедеврами
 

Комментариев нет: